12 ноября 2015

Бортовой журнал S7: Горы удовольствия

Бортовой журнал S7: Горы удовольствия
Знакомое с детства Приэльбрусье лежит достаточно далеко. Добираться сюда на машине от Пятигорска придется часа 3-4, от Нальчика — 2-3. Дорога вполне проходимая, лишь «четко контролируемая» стадами и отарами, но это только добавляет колорита. А его вокруг и так немало: живописнейшие склоны Баксанского ущелья, зеленые массивы национального парка, колоритные горные поселения, величественные четырехтысячники. Здесь уже лет семьдесят — настоящий рай для любителя гор. Поселок Эльбрус любят альпинисты, Тегенекли популярен у поклонников трекинга, а Терскол — признанный центр горнолыжного отдыха еще с советских времен.

Эльбрус

На север из Терскола тянется нитка канаток — новая гондольная система примерно такого же типа, как и в Красной Поляне, и старый маятниковый фуникулер. Выбрать можно любую — новая побыстрее и покомфортнее, но в ее 8-местную кабинку порой плотно набивается народ со снаряжением. Старая подешевле и помедленнее, но проезд дешевле и фотографировать из кресла гораздо удобнее. Эти канатки можно смело считать самостоятельным аттракционом — виды открываются роскошные, а неспешный полет над снежными полями и скальными гребнями Эльбруса завораживает уже сам по себе.

Наверху — все в ваших руках. Вернее, в ногах, поскольку склоны Эльбруса, несмотря на их относительную несложность, все же дают серьезную нагрузку на эту часть организма. А Гара-Баши и вовсе мало подходит людям без опыта — высота немаленькая (почти 4000 м), постоянные ветра и жесткий снег. Хотя синяя трасса №1 и не кажется чем-то сложным, но после спуска до самого низа коленки уже и подрагивают... Зато здесь всегда отличный снег и меньше суеты на трассе. Ближе к вершине (5642 м), куда не идут подъемники, есть кэтскиинг на пассажирских ратраках.

В Кавминводы воистину едешь как дворянин — «на воды». Еще бы, столько курортных областей с мировым именем, такие знаменитые здравницы и такая история! Но стоит выглянуть из окна — и вот они, горы! Рядом совсем! И какие! Весь южный горизонт — сплошная стена величественных пиков Большого Кавказа, 20–30 километров по прямой! Ужель здесь негде на лыжах покататься?

Ниже от «Кругозора» до поляны Азау выбор склонов побогаче. Все они тщательно обрабатываются ратраками и обычно не имеют проблем со снегом, однако не очень удобны при утреннем катании — солнце бьет прямо в глаза. Нередки и каменистые участки, так что от маркированных трасс лучше не отклоняться. Но в целом катание весьма комфортное и не требует особого напряжения, о чем свидетельствуют толпы сноубордистов и начинающих на нижнем участке. В выходные дни и по праздникам снег здесь укатывают буквально до состояния асфальта, да и новички ведут себя порой неадекватно, поэтому по сторонам смотреть приходится постоянно. Впрочем, это проблема всех наших курортов.

Чегет

Южнее Терскола раскинулась зона катания Чегет, названная в честь одноименной горы. Снег здесь лучше по качеству, хотя и заметно более жесткий и бугристый, чем на Эльбрусе. К полудню лыжники разбивают трассу буквально в хлам. От кафе «Ай» дальше наверх однокресельная канатка тянется, пожалуй, к лучшему месту для фрирайда. Катание здесь — на свой страх и риск и за отдельную плату, но от желающих отбоя нет.

По всему гребню разбегается паутина трасс, очень сложных и порой непредсказуемых. Среди них — пять черных, в том числе знаменитый «Северный цирк», «Севара» и внетрассовая зона «Доллар». Хотя трассами называть эти неогороженные пространства весьма сложно — просто склоны, где нередки лавины, поэтому кататься в одиночку и без соответствующего снаряжения очень не рекомендуется.

Чегет считается Меккой для фрирайдеров и экстремалов. Это один из самых сложных горнолыжных центров Европы, кататься расслабленно здесь совершенно невозможно. Поэтому новичкам вряд ли стоит смотреть в эту сторону, — даже для опытного лыжника это будет настоящей проверкой на прочность. Да и подъемники здесь нередко перегружены, особенно по утрам и в разгар сезона.

Плюсы и минусы Приэльбрусья

Инфраструктура Приэльбрусья вполне современна: действуют службы спасения, множество отелей и пансионатов всех уровней, альпклубы, горнолыжные школы, рестораны и прочее. Кафе на станциях канаток немного, да и цены в них порой неразумные, внизу все гораздо цивилизованнее. Причем местные заведения представляют все виды кулинарии, от кавказской и русской до международной, поэтому подобрать что-то приемлемое совсем несложно. А вот каких-то особых развлечений маловато — несколько спортивных клубов, каток, бары-рестораны — и на этом все. Впрочем, накатавшись за день, порой ни на какой apres ski сил уже и не хватает, так что, может быть, оно и к лучшему. Сравнивать Приэльбрусье с европейскими лыжными центрами пока рано — не все склоны готовятся одинаково тщательно, разметка и ограждение порой отсутствуют, трасс относительно немного, тарифы бывают нелогичны. Но зато в избытке снега и — значительно дешевле! Да и катание с ноября до апреля или начала мая тоже не стоит сбрасывать со счетов. Плюс отсутствие языкового барьера и благодушие местных жителей, что тоже упрощает жизнь.

Домбай

Знаменитый Домбай лежит в трех часах езды на машине из Минеральных Вод или Пятигорска через Черкесск. Не близко, да! Но зато взамен — и зеленые массивы Тебердинского заповедника, и серьезные высоты, и снежные поля Домбай-Ульгена, и снег шесть месяцев в году, и уникальная природа.

Главное преимущество Домбая — широкие и не очень крутые трассы, которые подойдут большинству лыжников. Хорошо также уйти от суеты трасс и выйти на целину, но с разметкой здесь проблемы и есть немалый риск вылететь за пределы безопасных участков. В целом Домбай все больше становится похож на Хинтертукс или Ла-Монжи. Сама по себе инфраструктура уже вполне современная, в том числе хели-ски (можно слетать даже в Красную Поляну!) и один из лучших в стране клубов парапланеризма. Плюс огромное число природных памятников — от величественных горных массивов до озер и водопадов. И просто море снега, причем одного из лучших в регионе, поэтому найти «не выбитые» участки особой проблемы не представляет.

Домбай — один из старейших наших горнолыжных центров, поэтому некоторые проблемы унаследованы из прошлого. Холодные (и при этом платные) туалеты и дорогие кафе на склонах, кое-где откровенно старая инфраструктура и оборудование в отелях, очереди на подъемники, «ушатанный» инвентарь в прокате, простаивающие снежные пушки — все это, увы, есть. Но главная проблема — единого абонемента на все подъемники в Домбае не существует, да и сама тарифная сетка довольно запутанная и не очень дешевая. Однако и здесь можно вполне неплохо отдохнуть. А пейзажи Домбая ничуть не хуже Кицбюэля или Ле-Дьяблере, это уж точно!

Местные заведения представляют все виды кухни, от кавказской и русской до международной, поэтому подобрать что-то приемлемое совсем несложно. А вот каких-то особых развлечений откровенно маловато: несколько спортивных клубов, каток, бары-рестораны — и на этом все. Впрочем, после целого дня катания ни на какой apres ski сил, порой, уже не хватает, так что, может быть, оно и к лучшему

Архыз

Архыз лежит примерно в трех часах езды на машине от Минеральных Вод (или в четырех — от Краснодара) в закрытой межгорной котловине, формирующей особый микроклимат. Он еще строится, но уже весьма интересен. Трассы, одна из которых сертифицирована FIS, проложены преимущественно в лесу, что делает их очень удобными для комфортного катания. Склоны подходят для начинающих и сноубордистов, своего сноупарка здесь пока нет, зато есть хели-ски.

В этом году откроются три новых спуска, на полную мощность заработает «самая совершенная в России» система снежных пушек и освещения, появится новый фуникулер, скалодром, прокат, отдельный ленточный подъемник SunKid имножество других объектов. В целом все это делает Архыз заметно более выигрышным вариантом для новичка, чем Домбай или Приэльбрусье. Несложных трасс достаточно, вся инфраструктура современная и продолжает развиваться, разметка и ограждения присутствуют, природа великолепная, а относительная неосвоенность только снижает потери времени в очередях, по крайней мере вне пиковых периодов.

Расценки на ски-пассы в Архызе сложно назвать умеренными, однако они весьма гибкие, что позволяет подобрать вполне приемлемую схему. Да и после лыж найдется чем заняться. Сам поселок достаточно тих, зато вокруг можно обнаружить массу исторических и природных достопримечательностей — Архыз со всеми его ледниками, водопадами и зелеными лесами считается одним из красивейших мест Кавказа.

Также относительно несложно из Минеральных Вод добраться до славящегося своими демократичными расценками курорта Армхи в Джейрахском ущелье Ингушетии (примерно час езды от Назрани) или до высокогорного Северо-Осетинского лыжного центра Цей (час до Владикавказа, три — до Минеральных Вод), считающегося самым солнечным курортом Кавказа.